24 июня 4167 1

Бить или не бить по паспорту

Когда и в каком виде будет принят закон «О российской нации»
Фото: ria.ru
Фото: ria.ru

usahlkaro Антон Чаблин политолог, журналист

В Пятигорском государственном университете (ПГУ) прошел круглый стол, на котором обсуждали самый щекотливый для Северного Кавказа вопрос – национальный. Впрочем, большую часть обсуждения провели почему-то за закрытыми дверями, без прессы. Странно, учитывая, что, по заявлениям чиновников, поводов для этнических конфликтов в регионе все меньше.

80% россиян конфликтов не видят

Председательствовал на совещании замглавы администрации президента Магомедсалам Магомедов, прибыли в Пятигорск эксперты, ректоры вузов, руководители Общественных палат регионов. Из губернаторов, впрочем, был лишь Владимир Владимиров, а вот главы республик СКФО прислали своих подчиненных.

По словам Магомедова, такие семинары проходят ежегодно, планово во всех федеральных округах: на них обсуждается «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации», принятая в декабре 2012 года. На Северном Кавказе на совещание собираются уже в четвертый раз: в 2013 году оно прошло в Махачкале, в 2014 году – в Пятигорске, а в 2015 году – в Грозном.

Магомедсалам Магомедов .Фото: stapravda.ru

Магомедов напомнил, что для реализации стратегии в декабре 2016 года принята госпрограмма в сфере национальной политики, которая предусматривает выделение 25 миллиардов рублей. Утверждены и аналогичные региональные программы, в субъектах страны создаются системы мониторинга межнациональной обстановки. Причем, как отметил Магомедов, Ставрополье – среди территорий, где такая система работает наиболее эффективно.

Появление новых институтов требует и обновление кадров (для их подготовки, в свою очередь, разрабатываются профессиональные стандарты). По словам Магомедова, для подготовки таких специалистов для Северного Кавказа опорным вузом мог бы стать именно Пятигорский государственный университет.

Прибыл на совещание руководитель Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) Игорь Баринов – он вообще частый гость на Кавказе. Чиновник рассказал, что агентство регулярно выделяет субсидии из федерального бюджета на поддержку региональных программ: в нынешнем году субъекты получили на эти цели 347 млн рублей, в том числе регионы Северного Кавказа – более 40 миллионов. 

Магомедов привел результаты соцопроса, в ходе которого социологи пытались оценить «накал» межэтнических отношений в стране. Без малого 80% опрошенных россиян отметили, что эти отношения – позитивные, и поводов для конфликта нет (в 2013 году так думали только 55% россиян).

На Северном Кавказе так думают 78,4% респондентов: самый позитивный межэтнический фон – в Ингушетии (85,8% опрошенных не видят почвы для конфликтов), а вот самый напряженный – в Северной Осетии (68,4% оптимистов) и на Ставрополье (72,7%).

После того как были озвучены результаты соцопросов, прессу попросили удалиться. Странно, не правда ли? Вроде, сам Магомедов заявил, что поводов для конфликтов на межэтнической почве на Северном Кавказе все меньше. но об этом почему-то решили поговорить за закрытыми дверями.


Фото: stapravda.ru

Когда грабили Нью-Йорк

После семинара-совещания в Пятигорске началось заседание Совета ректоров СКФО, тоже посвященное межэтническим отношениям – на него прессу уже пустили. Обсуждали проект федерального закона «О российской нации», вокруг которого сломано столько копий.

В октябре 2016 года, после совещания президентского Совета по межнациональным отношениям в Астрахани, Путин дал поручение сформировать рабочую группу по подготовке этого закона. Три участника этой группы выступили и в Пятигорске. У члена Общественной палаты России, социолога Иосифа Дискина идея принятия закона «О российской нации» вызывает противоречивые чувства.


Иосиф Дискин. Фото: государственная-политика.рф

С одной стороны, далеко не все социальные отношения можно регулировать правовыми механизмами: «Законы не поправляют нравы», образно выразился ученый.

В то же время, сегодня российское общество находится в столь шатком состоянии (Дискин охарактеризовал его как «социальная шизофрения» – научный, кстати, термин), что ему как никогда требуется некий общий знаменатель. Слишком поляризован социум: одни – за белых, другие – за красных, одни – за рынок, другие – за царя.

Высок процент тех (особенно среди интеллигенции, констатировал Дискин), кто считает, что все проблемы страны можно преодолеть только путем революции, потрясений, коренной ломки старого. Именно такие же умонастроения в обществе, уверен социолог, и привели к революции на Украине в 2013 году.
Дискин: нравственное здоровье россиян высоко, а государстве всего лишь должно «привести его в систему».

Но российское общество, считает Дискин, выгодно отличается  большим нравственным здоровьем. Правда, проиллюстрировал это социолог весьма неудачным сравнением. Он привел пример блэкаута в Нью-Йорке, когда были разграблены многие магазины – в то же время, мол, в России массовые отключения электроэнергии к разгулу криминала не приводят.

Какие именно события в Нью-Йорке имел в виду ученый, непонятно – бунт в городе произошел лишь однажды, после блэкаута в июне 1977 года. После такие же отключения в 2003 и 2011 годах погромами не сопровождались.

Тем не менее, Дискин делает вывод: мол, нравственное здоровье россиян высоко, а государстве всего лишь должно «привести его в систему». Для чего, мол, и требуется закон. И на этапе его разработки, говорит социолог, первым делом нужно избавиться от мистификаций и спекуляций.

Закрепить национальную идею, конечно, невозможно ни в каком законе – ибо это задача не государства, а гражданского общества

Припомнил Дискин, какой гул недовольства поднялся в СМИ и соцсетях после того, как впервые было объявлено о разработке закона. А все потому, что чиновники не разъясняли – зачем этот документ вообще нужен. Вовсе не для того, чтобы все шагали единым строем, а чтобы в России было, как образно выразился Дискин, «цветущее разнообразие».

Родина, свобода, справедливость

Такой, по мнению Иосифа Дискина, может быть национальная идея в нашей стране – ведь именно эти идеи на протяжении столетий объединяли российское общество. Но закрепить национальную идею, конечно, невозможно ни в каком законе – ибо это задача не государства, а гражданского общества.

Потому, как считает Дискин, в России и необходимо принятие некой гражданской декларации, объединяющей общество. О том, что подобная декларация уже существует, говорил коллега Дискина по президентскому Совету по национальной политике Асламбек Паскачев: по его мнению, эту роль и играет принятая в 2012 году «Стратегия государственной национальной политики». По убеждению Паскачева, за последние полвека это первый документ в России, закрепляющий базовые понятия о гражданской нации.

Асламбек Паскачев. Фото: ТАСС

Одной из основных задач нового закона он видит адаптацию мигрантов, которых в России в среднем насчитывается около 10 миллионов (из них две трети – это соотечественники из стран бывшего СССР). Только в прошлом году в страну въехало 16,3 миллиона мигрантов (кстати, впервые за многие годы эта цифра пошла на убыль).

Причем, как напомнил Паскачев, одна из самых острых проблем – это вовсе не внешняя миграция, а внутренняя (то есть между регионами страны). Низкая мобильность россиян (среднестатистический гражданин меняет место жительства полтора раза в жизни, в то время как в США – 13 раз) мешает адаптации людей к новым укладам. Проще сказать, провоцирует ксенофобию. 
27% опрошенных россиян считают мигрантов в своем населенном пункте потенциальным источником конфликтов

Проиллюстрировал это Паскачев результатами соцопросов (впрочем, как и ранее Магомедсалам Магомедов, источник цифр он так и не назвал): мол, 27% опрошенных россиян считают мигрантов в своем населенном пункте потенциальным источником конфликтов. На Северном Кавказе эта цифра составляет 17%, но разрыв между разными регионами велик: если в Кабардино-Балкарии и Дагестане мигрантофобией страдают 11% респондентов, то в Северной Осетии – 15%, в Карачаево-Черкесии – 18%, а на Ставрополье – 28%.

О том, что закон «О российской нации» необходим, говорили все приглашенные на круглый стол, и громче всего – общественные и национальные лидеры из республик Северного Кавказа. А вот ученые критиковали рабочий проект закона (пусть и мягко), который мучительно рождается с октября 2016 года. Скажем, ректор ПГУ Александр Горбунов считает, что в нем недостаточно конкретизированы базовые понятия (впрочем, по мнению профессора, этим страдает вся нормативная база, в которой расплывчато даны даже такие формулировки как «экстремизм» или «радикализм»).

Выпил виски – стал шотландцем

Директор Северо-Кавказского филиала Фонда развития гражданского общества (ФоРГО), профессор Геннадий Косов считает одним из самых «слабых» мест закона возможность самоопределения национальности. Фактически, это означает, что человек может в течение жизни несколько раз менять свою национальность, как ему вздумается.

«Образно говоря: выпил хереса – захотел стать испанцем, выпил виски – шотландцем», – говорит Косов. Шутка, конечно. Но проблема и вправду существует, а закон ее не решает. Проект будущего документа, в частности, предусматривает: принадлежность к российской нации определяется тем, что человек ощущает себя носителем российской культуры. Но что такое «российская культура», ни в одной стратегии или нормативном акте не закреплено, говорит Косов. Так на какой основе тогда будет строиться гражданская нация?!

Геннадий Косов. Фото: newsregions.ru

Заведующий кафедрой «Конституционное и международное право» СКФУ Дмитрий Белявский привел пример недавней переписи населения, когда в графе «национальность» появлялись самые экзотичные наименования. И вовсе не только об «орках» или «джедаях» речь.

Многие люди определили себя казаками, в то время как, напоминает Белявский, большинство исследователей не считают казаков отдельным этносом: это сословие, этнокультурная либо социальная группа. В Татарстане столь же остро стоит вопрос с идентификацией кряшенов, которые (как и казаки) сами себя определяют отдельным народов, хотя являются лишь этноконфессиональной группой среди татар.

Дмитрий Белявский. Фото: ncfu.ru

Белявский привел пример Польши, где на государственном уровне утвержден единый реестр официально признанных национальностей (разработан он, кстати, академией наук). Признание и господдержку вправе получить только те национально-культурные автономии, которые в реестре имеются. Прочим никто не мешает работать – но без официального статуса, а, скорее, как кружки по интересам.

Нередко споры о том, считать ли некую социальную группу этносом, доходят даже до Европейского суда по правам человека, напомнил Дмитрий Белявский. И, при кажущемся либерализме этого органа, его решения далеко не всегда выносятся в пользу меньшинств: скажем, силезцам в Польше не было дано право идентифицировать себя как самостоятельная этническая группа.

Ну а чтобы в России избежать подобных конфликтов, к определению базовых понятий (в том числе права на этническое самоопределение) в грядущем законе «О российской нации» нужно подойти максимально взвешенно, уверен ученый. 0 Распечатать

Tarlan 25 июня 2017, 00:35

А разве такого Закона о гражданстве у Человечества нет?))))
Что же они так плохо знают Законы?))))
Боже мой и теперь они хотят создать "Закон о Нации"???
Какую нацию сотворили люди и их законы? Ни одной!!!
Сотворение человека, семьи, племен, народов, наций и их расселение по земле, их возвышение или книжение это исключительная компетенция Бога.
До современного человечества дошли лишь следующие Книги морали и Законов:- Тора, Псалтырь, Евангелие и Коран!
Законов только два: То, что ниспослано Моисею- мир ему и то, что ниспослано Мухаммаду с.а.с.
Берите и исполняйте!!! Кто мешает? Мешает-Нация? Тогда зачем закон о том, что мешает человеку жить на этой земле?
Если нация была спасением для человечества, то почему Бог не назвал язык и нацию спасением для человечества?
Человека спасает - человек или его язык и нация?
Человека спасают лишь его дела и такой же обычный человек, если по своим духовным характеристикам, он превзошёл того, кого спасает!!
Вы бы лучше затратной ерундой не занимались, а приняли нормальный и простой божий закон "О Бог и Человеке" и расписали, что это такое и как надо жить по Богу, чтобы защитить человека.)))
У вас все по другому. Бога вы не признаете, человека тоже не признаете. Зато хотите родить " новую нацию"?
А кто будет "отцом и мамой" этого нового "наци"?
Это же уже не дитя будет, а какой то урод- сшитый из лоскутов- "Франкиштейн"!!
нет не то, уважаемые.
Давайте начнём с малого по буквам, но великого по значениям: Бога и Инс- Человека.
Будет Бог, будет и человек, и общество, и государство, и нация и мир, и безопасность!
А то у вас языки есть, нации есть, а Бога и Человека вы не замечаете.
Потому у вас все озобочены " учениями о нациях".
А они у вас получаются какие то "выкидыши" или слепые, хромые, косые и вообще какие то- серо- буро -малиновые.))))
Самим не смешно, учёные?
Какие нации в прошлом спасли рухнувшие цивилизации?
Ведь они были сильнее и могущественен нас!!!
Методика у вас неверная, безбойная, потому и корявая, но очень дорогая!!!
А мы же перелагаем самый эффективный, мало затратный и старай, как сам мир и человек модель!))))


2

Оставить комментарий:

Наверх