05 апреля
18 декабря 2015 3537 3

В «арабскую весну» революции не произошло

В странах Ближнего Востока случился стихийный бунт

usahlkaro Андрей Чупрыгин старший преподаватель Школы востоковедения НИУ ВШЭ

18 декабря 2010 года арабский мир накрыла волна демонстраций и путчей.

Перевороты произошли в Тунисе, Египте, Йемене. Также «арабская весна» задела Сирию, Марокко, Западную Сахару, Саудовскую Аравию, Иорданию, Ирак, Ливию и другие страны.

Когда я начинаю рассуждать на тему «арабской весны», все время вспоминаю Роберта Пенна Уоррена, который написал замечательный роман «Вся королевская рать», где он высказал мысль, что история редко совершает прыжки, но когда это происходит, как правило, прыгает назад.

Дороги, по которым пошел арабский Восток последние пять лет, не совсем понятны для осмысления западного человека.

Сегодня можно утверждать, что в результате событий, которые начались пять лет назад, Ближний Восток жесточайшим образом практически пришел в состояние катастрофы. В Ливии, Сирии, Ираке, Йемене – гражданская война, разруха.

Египет, судя по всему, в результате так называемого витка пребывания у власти «Братьев-мусульман» сегодня находится в состоянии еще худшем, чем был после правления Мубарака.

Королевство Саудовской Аравии и страны Персидского залива остались более-менее стабильны. Но надо признать, что правители этих стран, в основном, смотрят в «зеркало заднего вида» и вполне могут упустить угрозу, которая может их поджидать за ближайшим поворотом этой истории.

Марокко, Иордания, в некоторой степени Тунис выдержали этот политический шторм. И даже Алжир, но там немного другая история, потому что Алжир смог достаточно беспрепятственно силовым путем подавить все выступления, которые были с самого начала салафитски радикализованы.

В результате событий, которые начались пять лет назад, Ближний Восток пришел в состояние катастрофы

Однако Марокко, Иордания и Тунис вряд ли могут быть сегодня эталонами решения конфликтов по целому ряду причин.

Ливан в свою очередь – это полная эндемика, в нем как не было функционального правительства, так его и нет. И проблемы суверенитета как десятилетиями не были решены окончательно, так они и не решены до сих пор.

Для того чтобы понять, пойдет ли все «не так» дальше, надо понять, что пошло «не так» с самого начала.

Во-первых, я не могу согласиться с тем, что в арабских странах Ближнего Востока произошла революция. Революции там никакой не произошло.

Там произошел стихийный бунт. Можно вернуться в 1919 год, вспомнить арабское восстание против османского владычества. Та ситуация в некоторой степени на начальном этапе напоминала, по-моему, рассматриваемые события.

Я не могу согласиться с тем, что в арабских странах Ближнего Востока произошла революция

Потом она пошла немного по другой траектории. Понятно, что ситуация изменилась. Но все-таки, что пошло «не так»? Первое, что бросается в глаза, – это то, что так называемая революция не родила ни одного харизматичного сильного лидера.

В результате отсутствия лидера в отдельно взятой стране или отдельно взятом регионе или в рамках отдельно взятого восстания, в игру вступил обычный модус вивенди Ближнего Востока – это племенные, сектантские и групповые интересы. Мелкие лидеры начали собирать вокруг себя группы по интересам и воевать за свое счастливое будущее.

Лидеров переходного периода тоже нет. Я не могу назвать ни одного, кто мог бы «разрулить» ситуацию в неком определенном направлении, достичь баланса, может быть временного, чтобы потом на этом основании что-то решать.

Второе – полное отсутствие обновленных институтов власти. Можно грубо сказать: за что боролись, на то и напоролись. То есть в результате стихийных бунтов, колоссальных событий, ухода от власти или увода от власти традиционных сильных лидеров диктаторского характера институты остались на месте.

В результате стихийных бунтов, ухода от власти традиционных диктаторов институты власти остались на месте

Властный аппарат окопавшихся бюрократов в течение длительного периода времени остается на месте, несмотря на то, что он был дискредитирован хотя бы по той простой причине, что был не в состоянии противостоять тенденции смены правительства.

Мы наблюдали, как в период с 1970 до 2011 год арабские страны, учитывая условия региона, по большому счету, конечно, так или иначе консолидировали свои позиции.

Я как можно реже стараюсь употреблять название «арабская весна». Считаю его частью маркетингового хода, придуманного прессой. Весна – это что-то цветущее, хорошее. Но на деле в результате этих событий началась фрагментация Ирака, раздел Сирии на мелкие угодия, воюющие между собой.

Считаю название «арабская весна» частью маркетингового хода, придуманного прессой

И самый главный, конечно, результат на сегодняшний день, как ни странно, это то, что в регионе появились оформившиеся новые игроки, которые не имеют отношения к арабским странам, как таковым.

Это Иран, Турция и Израиль. Конечно, у них – не без проблем, но тем не менее, на фоне событий, происходящих в арабских странах в частности, и прежде всего в так называемых «дочерях» Великобритании и Франции – Сирии, Ливане, Ираке и Палестина, Иран, Турция и Израиль смотрятся, конечно, убедительно.

Это новые игроки. И, наверное, уже надо рассматривать дальнейшую ситуацию развития в регионе как раз с точки зрения роли, которую будут играть эти три страны. Мне могут возразить, что видите, Саудовская Аравия поднимает голову, они объявили о создании так называемого антитеррористического исламского альянса.

Но здесь мне непонятна эта история, потому что альянс совершенно явно существо мертворожденное и никакого отношения к событиям на территории Ближнего Востока, он не имеет. Это политический ход, который Саудовская Аравия совершила, когда им сказали внешние силы, которые влияли на события, которые произошли на Ближнем Востоке.

Все наверное помнят план Большого Ближнего Востока. Знаменитое выступление полковника Петерса в 2006 году, с его не менее знаменитой картой так называемого умиротворенного Ближнего Востока, когда событиями арабской весны еще и не пахло.

Если сейчас посмотреть на карту, она до боли напоминает, за исключением некоторых деталей, о том, что мы сегодня видим в этом формирующемся регионе.

Это «балканизация» Ближнего Востока, о чем говорил Бернард Льюис – мой любимый патриарх западного востоковедния. Он с этой балканизацией носится уже последние 20 лет. И, наверное, сейчас хвалится за то, что он хорошо предсказал все, что сейчас происходит.

Дальше это признаки, совершенно невероятная синхронизация событий на больших трансграничных расстояниях на Ближнем Востоке, которую мы наблюдали в условиях Арабской весны.

​Что для меня является показателем, – здесь, конечно, не обошлось без очень серьезного внешнего воздействия. Я не скажу режиссуры, скорее всего, просто вовремя вскочили в вагон уходящего поезда, но тем не менее это произошло.

Налицо высокие темпы милитаризации конфликта. Мы давно таких не видели. То есть темпы невероятные, конфликт в одночасье из демонстрации молодежи на улицах, перешел в интенсивное вооруженное состояние, притом на широкой местности.

И, конечно, историческая близость к событиям 2003 года. Это оккупация Ирака и свержение правительства Садама Хуссейна.

Признаки, конечно, косвенные, но без внимания, я думаю, их оставлять нельзя. Особенно в условиях того, что в авангарде борьбы за демократию сегодня, против диктаторских режимов мы видим «чемпиона демократических преобразований» – это королевство Саудовская Аравия.

Это тоже очень показательный для меня факт.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции "Кавполита"

0 Распечатать
Шамиль Алибра 19 декабря 2015, 13:26

Без помощи Ирана арабы не выдут с тупика .

0
Tarlan 21 декабря 2015, 12:39

Ничего "загадочного" в том, что происходит в мире и вокруг понятия миры (АЛЯМИН) нет. С мирами происходит тоже самое, что происходило в шесть величайших эпох прошлой человеческой истории, начиная с Адама а.с., Нуха а.с., Ибрахима а.с. Муса а.с. Иса а.с. МУХАММАДА с.а.с. Что же тогда с мирами происходило? Эти пророки были предвестниками гибели Эпох. Ни одно из эпох не начиналось и не заканчивалось без предварительного уведомления об этом Всевышним человечества через Его Книги и пророков -мир им. "Цивилизованный мир"- такой понимание истории человечества ОТРИЦАЕТ. Во всех упомянутых эпохах и Пророках, во всех случаях, описывались все признаки наступления крушения миров и их причины. Они имели как частный, общий и универсальный характер. Всегда человечество игнорировали эти Знания и искали свое Спасение в Собственных Силах- своих земель, своих народов, их достижений, своих правительств- армий, флотов. Каждый народ считает себя "умными, цивилизованными, сильными и неотразимыми в своей мощи". Какой Урок из прошлых эпох крушения миров вынесло Человечество? Очень важный! Они совершенствовали методы и формы самоуничтожения. Они в большинстве своём не восприняли то, к чему призывали человечество пророки, но зато дружно последовали порокам, запретному, от чего их призывали воздержаться. Чего добились? Порок насаждался насилием, революциями, войнами за господство, с использованием самых совершенных видов вооружений. Лозунги были одни и те же: за народ, свободу, демократию, религию, братство, законность и тд. Что происходить сегодня? Разве не тоже самое, что происходило ранее? Время только другое, но идеи те же: народы, религии, государства, союзы государств- альянсы, ресурсы, новые земли, новые порядки, новое оружие. Что во всем этом "нового" для миров? Новизна в том, что "ислам"- признали угрозой миру? А вы найдите такой период в истории, когда религии Единобожия не были признаны "угрозой" для существовавших в те эпохи миров? Не было ни одной КНИГИ, ни одного ПРОРОКА, которого мир принял бы с миром. Раз религии Единобожия от Единого Бога и Бог творец всех миров и к Нему их Возвращение, это означает только одно, что человек и человечество своими собственными руками приближают свою погибель тем, что насилие они превратили в оружие своего господства над мирами. Соответственно в мирах, в котором нарушены Весы- Низам, насилие стало господствующей идеологией, порок и желание установления господства одних над другими стали нормой. Подобное отношение к мирам в прошлом всегда были разрушаемы Господом миров, ибо БОГ запретил насилие по отношению к СЕБЕ и запретил насилие по отношению к своим творениям! Так было всегда в прошлом, так будет и до скончания веков. Самое печальное во всей этой человеческой ТРАГЕДИИ заключается в том, что самые СИЛЬНЫЕ СТРАНЫ МИРА, ЯВЛЯЮТСЯ САМЫМИ жестокими и беспощадными РАЗРУЩИТЕЛЯМИ МИРА и БЕЗОПАСНОСТИ миров. И на смену некогда сильными и могущественным народам приходят те, кого СИЛЬНЫЕ всегда считали слабыми, не цивильными, дикими- варварами. Всему человечеству во всех Священных Писаниях было сказано: "нет превосходству одни народов над другими, одного человека над другим, кроме как в БОГОБОЯЗЛИВОСТИ". Не правда ли очень простая для усвоения Формула мира? Мы этого не захотели осознать и Руковоствоваться в своих деяниях. Значит этот мир, свидетелями которого мы все являемся, будет уничтожен руками и деяниями СИЛЬНЫХ МИРА СЕГО, сеющих насилие ради своего господства над слабыми. От этого разрушения не Спасет ни одно, даже самое мощное оружие современности. Это оружие лишь ускорить гибель миров. Перенося причину предстоящей гибели миров на религию, в частности на ислам, человечество совершает ту же самую ошибку, которую совершали ранее не раз от Адама а.с. и до Исусса Христоса (Иса а.с). Как "распятие Иссуса" не спасло Рим( подРимом мы подразумеваем не город, и не только империю, но и целую эпоху от первых Цезарей и до Константина Святого), так и "распятие ислама" не спасет ни Америку, ни Сирию, ни КСА, ни Турцию, ни Иран и никого, кто последует в фарватере их политики. Подобные вопросы "Созидания и Разрушения миров" и эпох не относятся к компетенции Пророков эпох, Правительств и правителей народов и государств. Они всего лишь средство в осуществлении Божьего Провидения. Эти вопросы называются " калима и шаан - СЛОВО и ДЕЛО Всевышнего" и относятся к исключительной Его Компетенции. Он Созидающий, Он Рузрушающий и он над каждой вещью Мощен. Мир в предверии великих преобразований и мы всего лишь свидетели этих тяжких ИСПЫТАНИЙ для ЧЕЛОВЕЧЕСТВА и для МИРОВ. Если нам сегодня чего то и не хватает, то Разума, ВОЛИ к МИРУ, ОТВЕСТВЕННОСТИ за мир, Терпения к другим, желания мирного сосуществования и следования Божьим Заветам и Законам равновесия миров. В амбициях, вооружении, методах и средствах уничтожения миров, у человечества никогда ни в прошлом, ни сегодня, недостатка не было и нет. Чему БОГ СКАЗАЛ- "БЫТЬ"!- тому не миновать! Вместо осторожности и бдительности мы схватились за МЕЧИ. Значит мы также нетерпеливы и горделивы, как наши предшественники и ни на шаг не продвинулись в своем духовном развитии, хотя и мним себя "шибко цивильными". Горделивые познают горечь в обоих мирах.

2
Иван Петров 21 декабря 2015, 13:52

Это - не "весна", а арабская комплексная катастрофа (политическая, гуманитарная, социально-экономическая).

2

Оставить комментарий:

Наверх